Положение об антикоррупционной политике ЦГКБ № 3 г. Донецка

1. НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение об антикоррупционной политике ЦГКБ № 3 г. Донецка(далее — Учреждение) разработано в целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности и является базовым документом Учреждения, определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм применимого антикоррупционного законодательства, руководством, работниками и иными лицами, которые могут действовать от имени Учреждения.
1.1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с учетом действующих поправок.
1.2. Антикоррупционные меры Учреждения направлены на:
1.2.1. предупреждение коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
1.2.2. выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
1.2.3. минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ
Для целей настоящего положения используются следующие основные понятия: Антикоррупционная политика — деятельность Учреждения, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции;
Коррупция — принятие в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ, а также извлечение преимуществ лицами, работающими в Учреждении, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ;
Коррупциогеиный фактор — явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению; Коррупционное правонарушение — деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
Предупреждение коррупции — деятельность Учреждения по антикоррупционной политике, направленной на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

3. ЦЕЛИ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Положение отражает приверженность Учреждения и его руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого предоставления информации об оказываемых услугах, а также стремление Учреждения к усовершенствованию корпоративной культуры, следованию лучшим практикам управления и поддержанию репутации Учреждения на должном уровне.
3.2. Учреждение ставит перед собой цели:
3.2.1. минимизировать риск вовлечения организации — руководства и работников (сотрудников) Учреждения независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;
3.2.2. сформировать у контрагентов, сотрудников и иных лиц единообразное понимание настоящего Положения Учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
3.2.3. обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которые могут применяться к Учреждению и сотрудникам;
3.2.4. вменить в обязанность сотрудников Учреждения знать и соблюдать принципы и требования настоящего Положения, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также адекватные мероприятия по предотвращению коррупции.

4. ПРИНЦИПЫ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Все сотрудники Учреждения должны руководствоваться настоящим Положением и неукоснительно соблюдать его принципы и требования.
4.2. Главный врач Учреждения и ответственный за профилактику коррупционных и иных правонарушений отвечают за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящего Положения включая разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.
4.3. Принципы и требования настоящего Положения распространяются на контрагентов и представителей Учреждения, а также на иных лиц в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах или прямо вытекают из закона.
4.4. Главный врач и руководители структурных подразделений Учреждения формируют этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции, подавая пример своим поведением и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех работников и контрагентов.
4.5. При создании системы мер противодействия Учреждения основываться на следующих ключевых принципах противодействия коррупции:
4.5.1. Принцип соответствия работы Учреждения действующему законодательству и общепринятым нормам. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к Учреждению.
4.5.2. Принцип личного примера руководства. Ключевая роль руководства Учреждения в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
4.5.3. Принцип вовлеченности работников. Информированность работников Учреждения о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4.5.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения учреждения, ее руководителя и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков.
4.5.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Применение в учреждении таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
4.5.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для работников Учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупцион-ной политики.
4.5.7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикорруп-ционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

5. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
5.1. Все сотрудники Учреждения должны соблюдать нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным Законом «О противодействии коррупции», настоящим Положением и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет коммерческого подкупа и запрет посредничества во взяточничестве.
5.2. С учетом изложенного всем сотрудникам Учреждения строго запрещается, прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки или совершать платежи для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме, в том числе, в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, государственных служащих, частных компаний и их представителей.

6. ПОДАРКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ
6.1. Подарки, которые сотрудники от имени Учреждения могут предоставлять другим лицам и организациям, подарки, которые сотрудники, в связи с их деятельностью в Учреждении, могут получать от других лиц и организаций, а также представительские расходы, в том числе — расходы сотрудников Учреждения на деловое гостеприимство, должны одновременно соответствовать следующим критериям:
6.1.1. быть прямо связанными с законными целями деятельности Учреждения или общенациональными праздниками (Новый Год, 8 марта, 23 февраля. День медицинского работника и др.) и применимыми в соответствии с финансовым состоянием Учреждения;
6.1.2. быть обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши. Стоимость подарка не может превышать 3 000.00 (трех тысяч) рублей (п. 2 ст. 575 ГК РФ);
6.1.3. приобретаться по согласованию с главным врачом Учреждения; не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
6.1.4. не создавать репутационного риска для Учреждения, сотрудников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
6.1.5. не противоречить принципам и требованиям настоящего Положения, кодекса деловой этики, другим внутренним документам Учреждения и нормам применимого законодательства.
6.2. Не допускаются подарки от имени Учреждения, его сотрудников и представителей третьим лицам в виде денежных средств, как наличных, так и безналичных, независимо от валюты.

7. УЧАСТИЕ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И СПОНСОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учреждение может принять решение об участии в благотворительных мероприятиях и спонсорской деятельности в соразмерной зависимости от финансового состояния учреждения. При этом бюджет и план участия в мероприятии и деятельности согласуются с главным врачом Учреждения.

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ
8.1. Учреждение не осуществляет самостоятельно или через своих работников оплату любых расходов (денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения или сохранения преимущества для учреждения в коммерческой деятельности.
8.2. Взаимодействие с государственными служащими от лица Учреждения осуществляется через лицо, ответственное за соблюдение антикоррупционной политики Учреждения и должны быть предварительно одобрены таким лицом.
8.3. Предоставление подарков государственным служащим не должно нарушать требований настоящего Положения и законодательства РФ.
8.4. Работники Учреждения самостоятельно несут ответственность за коррупционные проявления при самостоятельном взаимодействии с государственными служащими в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОТРУДНИКАМИ
9.1. Учреждение требует от своих сотрудников соблюдения настоящего Положения, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.
9.2. В Учреждении организуются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства учреждения (письменное заявление на имя главного врача или ответственного за соблюдение антикоррупционной политики или личное обращение; сообщения телефонной или факсимильной связи; электронная почта) о фактах взяточничества со стороны лиц, оказывающих услуги в интересах коммерческой организации или от ее имени. В адрес главного врача Учреждения могут поступать предложения по улучшению антикоррупционных мероприятий и контроля, а также запросы со стороны работников и третьих лиц.
9.3. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми сотрудниками проводится вводный инструктаж по настоящему Положению и связанных с ним документов, а для действующих сотрудников проводятся периодические информационные мероприятия.
9.4. Соблюдение сотрудниками Учреждения принципов и требований настоящего Положения учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
В Учреждении закреплены следующие обязанности работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции:
9.4.1. воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени учреждения;
9.4.2. воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;
9.4.3. незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за соблюдение антикоррупционной политики/руководство Учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
9.4.4. незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за соблюдение антикоррупционной политики/руководство Учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
9.4.5. сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСРЕДНИКАМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ, ПРОВЕРКА КОНРАГЕНТОВ
10.1. Учреждению и его сотрудникам запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, агентов, совместные учреждения или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям настоящей Политики или нормам применимого антикоррупционного законодательства.
10.2. Учреждение осуществляет выбор крупных контрагентов для оказания работ и услуг на основании конкурса, (аукциона, иных способов закупок), основными принципами проведения которого является отбор контрагента по наилучшим конкурентным ценам, который устанавливает:
10.2.1. анализ рынка предлагаемых услуг;
10.2.2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к контрагентам;
10.2.3. честный и разумный выбор наиболее предпочтительных предложений при комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции);
10.2.4. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек учреждения;
10.2.5. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления чрезмерных требований к контрагенту;
10.2.6. предотвращение коррупционных проявлений, конфликта интересов и иных злоупотреблений полномочиями.
10.3. Учреждение стремится иметь деловые отношения с контрагентами, поддерживающими требования антикоррупционного законодательства и/или контрагентами, декларирующими непринятие коррупции.
10.4. Учреждение заявляет, что отказывается от стимулирования каким-либо образом работников контрагентов, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящего работника контрагента в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу учреждения.
10.5. Учреждение прилагает разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, для чего проводится проверка терпимости контрагентов к взяточничеству, в том числе проверка наличия у них собственных антикоррупционных процедур или политик, их готовности соблюдать требования настоящей Политики и включать в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.
10.6. В соответствии с антикоррупционной оговоркой Учреждение и его контрагенты (партнеры) обязаны:
10.6.1. незамедлительно уведомлять друг друга в письменной форме о любых случаях нарушения антикоррупционного законодательства;
10.6.2. ясно давать понять другим лицам при совершении каких-либо сделок, что они обязаны соблюдать антикоррупционное законодательство.
10.7. В соответствии с антикоррупционной оговоркой при возникновении у Учреждения объективных (разумных и добросовестных) свидетельств нарушения контрагентами антикоррупционного законодательства в адрес такого контрагента направляется соответствующее уведомление с требованием в установленный срок предоставить соответствующие разъяснения. Непредставление достаточных доказательств, определенно подтверждающих отсутствие нарушения антикоррупционного законодательства, является нарушением существенных условий договора (существенным нарушением), заключенного между Учреждением и его контрагентом и дает право Учреждению расторгнуть такой договор в одностороннем внесудебном порядке (полностью отказаться от исполнения договора), либо приостановить его дальнейшее исполнение в одностороннем порядке в какой-то его части (частично отказаться от исполнения договора) путем направления соответствующего письменного уведомления. Договор считается соответственно расторгнутым либо исполнение обязательств стороны-инициатора по нему приостановленным с момента, указанного в таком письменном уведомлении, но не ранее чем по истечении 10 (десяти) дней с момента получения оригинала указанного уведомления. В этом случае Учреждение в соответствии с положениями антикоррупционной оговорки вправе требовать от своего контрагента возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения.

11. ИНФОРМИРОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
11.1. Учреждение размещает настоящую Политику в свободном доступе на официальном сайте в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящего Положения всеми контрагентами, своими сотрудниками и иными лицами.
11.2. Учреждение содействует повышению уровня антикоррупционной культуры путем информирования и систематического обучения работников в целях поддержания их осведомленности в вопросах антикоррупционной политики компании и овладения ими способами и приемами применения антикоррупционной политики на практике.

12. АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
12.1. В антикоррупционную политику включается перечень конкретных мероприятий, которые должны реализовываться в целях предупреждения и противодействия коррупции.
12.2. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:
12.2.1. разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
12.2.2. разработка и принятие положения о конфликте интересов;
12.2.3. введение во вновь заключаемые договоры, связанные с хозяйственной деятельностью учреждения, стандартной антикоррупционной оговорки;
12.3. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:
12.3.1. введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений;
12.3.2. введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
12.4. Обучение и информирование работников:
12.4.1. ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в учреждении;
12.4.2. проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
12.4.3. организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
12.5. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля учреждения требованиям антикоррупционной политики: осуществление контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета.

13 МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
13.1. В связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность, Учреждение осуществляет мониторинг внедренных адекватных мероприятий по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение, а при необходимости пересматривает и совершенствует их.
13.2. При выявлении недостаточно эффективных положений настоящего Положения
или связанных с ним антикоррупционных мероприятий Учреждения, либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации главный врач и ответственное лицо за профилактику коррупционных и иных правонарушений Учреждения организуют выработку и реализацию плана действий по пересмотру и изменению настоящего Положения и/или антикоррупционных мероприятий.

14. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
14.1. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности Учреждения прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности учреждением и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
14.2. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств — индикаторов неправомерных действий.
14.3. Все финансовые операции должны быть аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете Учреждения, задокументированы и доступны для проверки.
14.4. Искажение или фальсификация бухгалтерской отчетности учреждения строго запрещены и расцениваются как мошенничество.

15. ОТКАЗ ОТ ОТВЕТНЫХ МЕР И САНКЦИЙ
Учреждение заявляет о том, что ни один сотрудник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп, оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у Учреждения возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.

16. СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Учреждения декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество может осуществляться в различных формах:
• необходимо сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно в Учреждении;
• оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
• оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
• руководство Учреждения и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.

17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ (НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ) НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
17.1. Главный врач и сотрудники всех подразделений Учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящего Положения, а также за действия (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.
17.2. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе Учреждения, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.